Детский нейропсихолог

Чем занимается и как помогает детям справляться с трудностями в обучении, поведении и развитии?




Детский нейропсихолог

Чем занимается и как помогает детям справляться с трудностями в обучении, поведении и развитии?

Детский нейропсихолог - специалист, который в ходе комплексного нейропсихологического обследования определяет «сильные» и «слабые» стороны в развитии психических функций ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.), а также проводит анализ мозговых механизмов трудностей в обучении и развитии детей (например, при ЗПР и СДВГ). На основании результатов обследования он разрабатывает и реализует стратегию развивающего или коррекционного курса занятий.
Детский нейропсихолог - специалист, который в ходе комплексного нейропсихологического обследования определяет «сильные» и «слабые» стороны в развитии психических функций ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.), а также проводит анализ мозговых механизмов трудностей в обучении и развитии детей (например, при ЗПР и СДВГ). На основании результатов обследования он разрабатывает и реализует стратегию развивающего или коррекционного курса занятий.
В каком возрасте обращаться к нейропсихологу?
Детские нейропсихологи работают не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с подростками. Во взрослом возрасте специалисты могут помочь в повышении личной эффективности и продуктивности.
Младшие школьники - основная категория детей, с которой работают нейропсихологи, т.к. большинство трудностей наиболее отчетливо проявляются с началом обучения в школе.

Однако, по мнению ведущих нейропсихологов, чрезвычайно важной категорией для раннего предотвращения будущих проблем являются дети дошкольного возраста. В работе с детьми до их поступления в школу возможно вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у них не создавалось «навыка неуспешного учения» и негативного отношения к школе!

Чем занимается детский нейропсихолог?

Частые причины обращения к специалисту:
  • Невнимательность и рассеянность
    Высокая отвлекаемость и неспособность надолго сосредотачивать внимание. Повышенная утомляемость и быстрое истощение.
  • Гиперактивность и импульсивность
    Недостаточный контроль своего поведения. Торопливость, суетливость, неусидчивость, которые усиливаются при монотонной работе, особенно в учёбе.
  • Трудности в учёбе

    Устойчивая неуспеваемость по 1-2 предметам. Чаще всего по русскому языку и математике. Такие дети с трудом самостоятельно справляются с выполнением домашних заданий или не справляются вовсе.

  • Определение готовности к школе
    Нейропсихологическая диагностика способна на раннем этапе выявить признаки будущих трудностей обучения в школе.
  • Подтверждения врачебных диагнозов
    Для постановки таких диагнозов, как СДВГ, ЗПР/Р, дисграфия/-лексия/-калькулия и пр. требуется проведение дифференциальной диагностики, иными словами - обследования несколькими специалистами (неврологом, логопедом, дефектологом и др.). Нейропсихологическая диагностика - неотъемлемая часть процесса установления диагноза.

Нейропсихология - наука о мозге

Это научная область на границе психологии, физиологии и неврологии, цель которой - понять, как структура и функции мозга связаны с конкретными психическими процессами, такими как память, внимание, мышление, речь и др.
Нейропсихология как отдельная отрасль, наряду с психофизиологией, неврологией и др., включена в группу нейронаук - наук о мозге и нейронных процессах.

Как помогает нейропсихолог детям?

1
Диагностика

В ходе нейропсихологического обследования специалист оценивает актуальное состояние познавательной сферы, выявляет структуру возможного дефекта, а также устанавливает уровень психического развития ребёнка.

2
Консультация

По результатам проведенной диагностики нейропсихолог выявляет также и признаки будущих трудностей на раннем этапе и дать своевременные рекомендации по их преодолению.

3
Занятия

По запросу со стороны родителей или педагогов, нейропсихолог составляет программу курса развивающих или коррекционных занятий и проводит их в очном или дистанционном (онлайн) форматах.

Как помогает нейропсихолог детям?

1
Диагностика

В ходе нейропсихологического обследования специалист оценивает актуальное состояние познавательной сферы, выявляет структуру возможного дефекта, а также устанавливает уровень психического развития ребёнка.

2
Консультация

По результатам проведенной диагностики нейропсихолог выявляет также и признаки будущих трудностей на раннем этапе и дать своевременные рекомендации по их преодолению.

3
Занятия

По запросу со стороны родителей или педагогов, нейропсихолог составляет программу курса развивающих или коррекционных занятий и проводит их в очном или дистанционном (онлайн) форматах.

Комплексные обследования детей
Занятия с нейропсихологом и БОС-терапия

Как выбрать лучшего нейропсихолога?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Фундаментальное психологическое образование (минимум 5 лет) позволяет специалисту не только достигать результатов, но и не навредить ребёнку непрофессиональными действиями. Основная специализация по направлению «клиническая психология, нейропсихология». Не доверяйте «специалистам» с сертификатами, но без диплома и не стесняйтесь его спрашивать.
  • Профессиональное сообщество
    Нейропсихология - междисциплинарная область. Профессионал не работает в одиночку. Он должен быть в постоянном контакте со смежными специалистами (физиологами, логопедами, неврологами, семейными психологами и др.). Обращайте внимание на место, где ведёт приём специалист и старайтесь выбирать центры, где работает команда, а не «одиночки».
  • Отзывы и рейтинг
    Доступность информации на независимых ресурсах (например, Яндекс.Услуги) с проверкой достоверности отзывов и оценок позволяет с уверенностью принять решение в пользу конкретного специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы всегда работают по четко определённому плану (программе) и добиваются однозначного понимания целей и задач со стороны родителей. Результаты их работы можно отследить по заранее установленным на консультации критериям, понятным не-специалистам.
  • Партнёрство
    Важен контакт специалиста не только с ребёнком, но и с родителями. Работа родителей и специалистов в партнёрстве - залог достижения высоких результатов в коррекционно-развивающем процессе. Он не бывает простым и легким. Поддержка и доверие делает его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет «тренировать» у ребёнка отдельные навыки или «натаскивать» на определенные задания для улучшения результатов диагностики. Он будет формировать такие навыки и умения, которые отразятся на всей жизни ребёнка, в том числе - учёбе.

Как выбрать лучшего нейропсихолога?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:

  • Образование
    Фундаментальное психологическое образование (минимум 5 лет) позволяет специалисту не только достигать результатов, но и не навредить ребёнку непрофессиональными действиями. Основная специализация по направлению «клиническая психология, нейропсихология». Не доверяйте «специалистам» с сертификатами, но без диплома и не стесняйтесь его спрашивать.
  • Профессиональное сообщество
    Нейропсихология - междисциплинарная область. Профессионал не работает в одиночку. Он должен быть в постоянном контакте со смежными специалистами (физиологами, логопедами, неврологами, семейными психологами и др.). Обращайте внимание на место, где ведёт приём специалист и старайтесь выбирать центры, где работает команда, а не «одиночки».
  • Отзывы и рейтинг
    Доступность информации на независимых ресурсах (например, Яндекс.Услуги) с проверкой достоверности отзывов и оценок позволяет с уверенностью принять решение в пользу конкретного специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы всегда работают по четко определённому плану (программе) и добиваются однозначного понимания целей и задач со стороны родителей. Результаты их работы можно отследить по заранее установленным на консультации критериям, понятным не-специалистам.
  • Партнёрство
    Важен контакт специалиста не только с ребёнком, но и с родителями. Работа родителей и специалистов в партнёрстве - залог достижения высоких результатов в коррекционно-развивающем процессе. Он не бывает простым и легким. Поддержка и доверие делает его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет «тренировать» у ребёнка отдельные навыки или «натаскивать» на определенные задания для улучшения результатов диагностики. Он будет формировать такие навыки и умения, которые отразятся на всей жизни ребёнка, в том числе - учёбе.
КАК РАБОТАЕТ НЕЙРОПСИХОЛОГ?
КАК РАБОТАЕТ НЕЙРОПСИХОЛОГ?

Лучше один раз увидеть
Смотрите видеосюжет о работе нашей команды

Лучше один раз увидеть

Смотрите видесюжет о работе нашей команды
Почему важен комплексный подход?
Системный подход позволяет выстроить оптимальные научно-обоснованные методы коррекции и обучения.
  • Объективность
    Применение аппаратных методов функциональной диагностики (ЭЭГ, HRV, УЗДГ и др.) позволяет сопоставлять результаты нейропсихологического анализа с объективными физиологическими данными.
  • Точность
    Постановка точного диагноза представляет собой сложную задачу, т.к. большинство психических функций у детей динамично развиваются. Объективный контроль со стороны нескольких специалистов помогает нивелировать эту проблему.
  • Надежность
    Проведение «следящих» диагностик позволяет с привлечением объективного контроля со стороны физиологов и неврологов повышает эффективность и надёжность помощи специалиста, а также снижает «риск упущенного времени».
Почему важен комплексный подход?

Системный подход позволяет выстроить оптимальные научно-обоснованные методы коррекции и обучения.

  • Объективность
    Применение аппаратных методов функциональной диагностики (ЭЭГ, HRV, УЗДГ и др.) позволяет сопоставлять результаты нейропсихологического анализа с объективными физиологическими данными.
  • Точность
    Постановка точного диагноза представляет собой сложную задачу, т.к. большинство психических функций у детей динамично развиваются. Объективный контроль со стороны нескольких специалистов помогает нивелировать эту проблему.
  • Надежность
    Проведение «следящих» диагностик позволяет с привлечением объективного контроля со стороны физиологов и неврологов повышает эффективность и надёжность помощи специалиста, а также снижает «риск упущенного времени».
Что такое нейропсихология?
Что такое нейропсихология, в чем специфика работы нейропсихолога и как развивались представления о становлении нейропсихологии читайте в статье нейропсихолога, кандидата психологических наук Елены Лысенко для журнала Naked Science.
Смотрите видеоинтервью с родителями
Интервью с Татьяной, мамой 9-летнего Ивана о поиске эффективных способов помощи ребёнку в учёбе и поведении.
Интервью с Александрой, мамой 7-летней Вари о занятиях с нейропсихологом.
Интервью с Камилой, мамой 6-летней Софии о пользе нейродиагностики.
Интервью с Кларой, мамой 6-летнего Адильжана о дистанционных занятиях.
Интервью с мамой 11-летнего Егора Светланой.
Взгляд мамы 10-летнего Алексея.
Смотрите видеоинтервью с родителями
Интервью с Татьяной, мамой 9-летнего Ивана о поиске эффективных способов помощи.
Интервью с Александрой, мамой 7-летней Вари о занятиях с нейропсихологом.
Интервью с Камилой, мамой 6-летней Софии о пользе нейродиагностики.
Интервью с Кларой, мамой 6-летнего Адильжана о дистанционных занятиях.
Интервью с мамой 11-летнего Егора Светланой.
Взгляд мамы 10-летнего Алексея.
Как понять, что нужна помощь специалиста?
Мы создали чек-лист для родителей «Нужен ли специалист?», который поможет Вам самостоятельно оценить вероятность наличия «проблемных зон» в психологическом и эмоциональном развитии ребёнка. Он также поможет определить необходимость профессиональной поддержки со стороны специалистов.
Как понять, что нужна помощь специалиста?
Мы создали чек-лист для родителей «Нужен ли специалист?», который поможет Вам самостоятельно оценить вероятность наличия «проблемных зон» в психологическом и эмоциональном развитии ребёнка. Он также поможет определить необходимость профессиональной поддержки со стороны специалистов.
Нейропсихология - наука с уникальной историей
Учёные-психологи, которые внесли фундаментальный вклад в создание и развитие нейропсихологии в России.
  • Выготский Лев
    Семёнович
    1896 - 1934
    "Моцарт психологии".
    Его идеи были феноменально новы времени. Внедрил фундаментальные понятия, такие как «зона ближайшего развития», «высшие психологические функции» и др.
  • Лурия Александр Романович
    1902 - 1977
    Отец-основатель отечественной нейропсихологии. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов - базу нейродиагностики и нейрокоррекции.
  • Леонтьев Алексей Николаевич
    1903 - 1979
    Создатель психологической теории деятельности.
    Основатель и первый декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Учитель многих выдающихся отечественных психологов с мировыми именами.
  • Хомская Евгения Давыдовна
    1929 - 2004
    Внесла колоссальный вклад в систематизацию нейропсихологических знаний. Возглавляла группу психофизиологов в нейропсихологической лаборатории А.Р.Лурия.
Нейропсихология - наука с уникальной историей
Учёные-психологи, которые внесли фундаментальный вклад в создание и развитие нейропсихологии в России.
  • Выготский Лев Семёнович
    1896 - 1934
    "Моцарт психологии".
    Его идеи были феноменально новы времени. Внедрил фундаментальные понятия, такие как «зона ближайшего развития», «высшие психологические функции» и др.
  • Лурия Александр Романович
    1902 - 1977
    Отец-основатель отечественной нейропсихологии. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов - базу нейродиагностики и нейрокоррекции.
  • Леонтьев Алексей Николаевич
    1903 - 1979
    Создатель психологической теории деятельности.
    Основатель и первый декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Учитель многих выдающихся отечественных психологов с мировыми именами.
  • Хомская Евгения Давыдовна
    1929 - 2004
    Внесла колоссальный вклад в систематизацию нейропсихологических знаний. Возглавляла группу психофизиологов в нейропсихологической лаборатории А.Р.Лурия.