СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности

Самое часто встречающееся расстройство поведения в детском возрасте (от 2 до 9% в России). При отсутствии должного лечения или коррекции может приводить к нарушениям развития, имеющим долгосрочные последствия.
Возраст
Чаще всего СДВГ проявляет себя в возрасте до 12 лет. Диагноз может быть поставлен по достижению ребёнком 4-летнего возраста и только врачом.
Чаще у мальчиков
СДВГ чаще встречается у мальчиков: на одну девочку с диагнозом СДВГ приходится от 3 до 16 мальчиков [источник].
Последствия
У каждого второго ребенка, получившего диагноз СДВГ, при отсутствии коррекции симптомы сохраняются и во взрослом возрасте [источник].

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности

Самое часто встречающееся расстройство поведения в детском возрасте (от 2 до 9% в России). При отсутствии должного лечения или коррекции может приводить к нарушениям развития, имеющим долгосрочные последствия.
Возраст
Чаще всего СДВГ проявляет себя в возрасте до 12 лет. Диагноз может быть поставлен по достижению ребёнком 4-летнего возраста и только врачом.
Чаще у мальчиков
СДВГ чаще встречается у мальчиков: на одну девочку с диагнозом СДВГ приходится от 3 до 16 мальчиков [источник].
Последствия
У каждого второго ребенка, получившего диагноз СДВГ, при отсутствии коррекции симптомы сохраняются и во взрослом возрасте [источник].
Симптомы СДВГ
Любой ребёнок может устать, заскучать, или увлечься игрой. В эти моменты дети могут стать рассеянными, не реагировать на просьбы взрослых, делать нелепые ошибки из-за невнимательности, забыть на время о договоренностях или правилах. У большинства ребят эти явления редки, продиктованы условиями ситуации и не нарушают адаптацию ребенка в социальной среде. В процессе взросления они обретают все больший контроль над своим поведением. Однако дети с СДВГ не могут просто «перерасти» свои особенности - симптомы устойчивы и могут вызывать трудности в школе, дома и в отношениях с друзьями. Они нередко сохраняются вплоть до взрослого возраста, влияя на успешность в профессии [источник].
Симптомы СДВГ
Любой ребёнок может устать, заскучать, или увлечься игрой. В эти моменты дети могут стать рассеянными, не реагировать на просьбы взрослых, делать нелепые ошибки из-за невнимательности, забыть на время о договоренностях или правилах. У большинства ребят эти явления редки, продиктованы условиями ситуации и не нарушают адаптацию ребенка в социальной среде. В процессе взросления они обретают все больший контроль над своим поведением. Однако дети с СДВГ не могут просто «перерасти» свои особенности - симптомы устойчивы и могут вызывать трудности в школе, дома и в отношениях с друзьями. Они нередко сохраняются вплоть до взрослого возраста, влияя на успешность в профессии [источник].
Специалисты выделяют три основных симптома СДВГ:
  • 1
    Дефицит внимания
    Невозможность сконцентрировать внимание на задании необходимое время. Ребенок переключается с задачи на задачу, но не доводит до конца ни одну из них. Интерес к первоначальной задаче быстро теряется при переключении на следующую. Дети с дефицитом внимания отличаются забывчивостью, легко отвлекаются, испытывают трудности при организации своей деятельности.
  • 2
    Гиперактивность
    Чрезмерная двигательная активность, может проявляться по-разному в зависимости от возраста. Гиперактивность становится более явной в ситуациях, требующих самоконтроля, то есть когда необходимо следовать правилам, а также в условиях монотонной, скучной и неинтересной для ребёнка деятельности.
  • 3
    Импульсивность
    Проявляется в безрассудном, нетерпеливом поведении, расторможенностью в социальных ситуациях. Людям с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, они склонны вторгаться или прерывать деятельность других, выдавать ответы на вопросы, до того, как те были завершены.
Специалисты выделяют три основных симптома СДВГ:
  • 1
    Дефицит внимания
    Невозможность сконцентрировать внимание на задании необходимое время. Ребенок переключается с задачи на задачу, но не доводит до конца ни одну из них. Интерес к первоначальной задаче быстро теряется при переключении на следующую. Дети с дефицитом внимания отличаются забывчивостью, легко отвлекаются, испытывают трудности при организации своей деятельности.
  • 2
    Гиперактивность
    Чрезмерная двигательная активность, может проявляться по-разному в зависимости от возраста. Гиперактивность становится более явной в ситуациях, требующих самоконтроля, то есть когда необходимо следовать правилам, а также в условиях монотонной, скучной и неинтересной для ребёнка деятельности.
  • 3
    Импульсивность
    Проявляется в безрассудном, нетерпеливом поведении, расторможенностью в социальных ситуациях. Людям с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, они склонны вторгаться или прерывать деятельность других, выдавать ответы на вопросы, до того, как те были завершены.
Распространённость
Статистика варьирует в зависимости от региона, социальных и экономических условий, а также других социально-демографических факторов.
от 2 до 9%
Дошкольников и младших школьников получают диагноз СДВГ
с 4-х лет
Врач может диагностировать СДВГ и назначить лечение
1-2 ученика
В среднем на один класс приходится от 1-го до 2-х детей с признаками СДВГ
Распространённость
Статистика варьирует в зависимости от региона, социальных и экономических условий, а также других социально-демографических факторов.
от 2 до 9%
Дошкольников и младших школьников получают диагноз СДВГ
с 4-х лет
Врач может диагностировать СДВГ и назначить лечение
1-2 ученика
В среднем на один класс приходится от 1-го до 2-х детей с признаками СДВГ

Невнимательные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Допускают небрежные ошибки в учебных заданиях
  • Часто кажется, что не слушают, когда к ним обращаются
  • Часто не выполняют инструкции и (или) не доделывают задания, не успевает закончить вовремя
  • Испытывают трудности с организацией рабочего места для занятий
  • Регулярно избегают, не любят или не охотно выполняют задачи, требующие умственных усилий в течение длительного времени
  • Часто теряют вещи, необходимые для выполнения задач и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)

Гиперактивные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Часто ёрзают на стуле постукивают руками или ногами, постоянно вскакивают или сползают, трогают и перекладывают предметы, лежащие в их зоне видимости без необходимости
  • Часто спрыгивают с места в ситуациях, когда они должны сидеть на месте
  • Часто не могут спокойно играть или заниматься общим делом из-за неуместных действий и нарушений правил игры или поведения
  • Во время движения (при игре или на прогулке) часто производят впечатление «ребёнка со встроенным моторчиком»
  • Часто не могут дождаться своей очереди
  • Часто прерывают других или вторгаются в их занятия (например, вмешиваются в разговоры или игры)

Невнимательные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Допускают небрежные ошибки в учебных заданиях
  • Часто кажется, что не слушают, когда к ним обращаются
  • Часто не выполняют инструкции и (или) не доделывают задания, не успевает закончить вовремя
  • Испытывают трудности с организацией рабочего места для занятий
  • Регулярно избегают, не любят или не охотно выполняют задачи, требующие умственных усилий в течение длительного времени
  • Часто теряют вещи, необходимые для выполнения задач и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)

Гиперактивные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Часто ёрзают на стуле постукивают руками или ногами, постоянно вскакивают или сползают, трогают и перекладывают предметы, лежащие в их зоне видимости без необходимости
  • Часто спрыгивают с места в ситуациях, когда они должны сидеть на месте
  • Часто не могут спокойно играть или заниматься общим делом из-за неуместных действий и нарушений правил игры или поведения
  • Во время движения (при игре или на прогулке) часто производят впечатление «ребёнка со встроенным моторчиком»
  • Часто не могут дождаться своей очереди
  • Часто прерывают других или вторгаются в их занятия (например, вмешиваются в разговоры или игры)
Вклад каждого симптома в проявление СДВГ различен. У некоторых детей две и более особенности могут иметь равное влияние на поведение, у других может быть выражено преобладание только одного из симптомов. Выраженность симптомов изменяется с возрастом: у дошкольников (4-6 лет) в большинстве случаев доминирует гиперактивность, в остальных возрастных группах - невнимательность.
Вклад каждого симптома в проявление СДВГ различен. У некоторых детей две и более особенности могут иметь равное влияние на поведение, у других может быть выражено преобладание только одного из симптомов. Выраженность симптомов изменяется с возрастом: у дошкольников (4-6 лет) в большинстве случаев доминирует гиперактивность, в остальных возрастных группах - невнимательность.
Как СДВГ влияет на повседневную жизнь?
Результаты опроса родителей, проведенного в рамках крупного Европейского исследования качества жизни детей и подростков [источник], свидетельствуют о негативном влияние СДВГ на жизнь детей во всех исследованных сферах по сравнению с детьми без диагноза. Показаны устойчивые трудности в школьной, социальной и бытовой сферах, повседневных занятиях. Проблемы возникают и в отношениях с друзьями и сверстниками, братьями и сестрами, родителями, из-за того, что ребенку трудно усвоить общепринятые правила и соответствовать социальным ожиданиям. По данным ВОЗ СДВГ наблюдается у 3,5% среди работающих людей в разных странах и связано с серьёзными затруднениями в их работе [источник].
Как СДВГ влияет на повседневную жизнь?
Результаты опроса родителей, проведенного в рамках крупного Европейского исследования качества жизни детей и подростков [источник], свидетельствуют о негативном влияние СДВГ на жизнь детей во всех исследованных сферах по сравнению с детьми без диагноза. Показаны устойчивые трудности в школьной, социальной и бытовой сферах, повседневных занятиях. Проблемы возникают и в отношениях с друзьями и сверстниками, братьями и сестрами, родителями, из-за того, что ребенку трудно усвоить общепринятые правила и соответствовать социальным ожиданиям. По данным ВОЗ СДВГ наблюдается у 3,5% среди работающих людей в разных странах и ассоциируется с серьёзными затруднениями в их работе [источник].

Как помочь ребёнку с СДВГ?

Эффективная помощь осуществляется в 3 этапа:
1
Консультация

Если у вас есть подозрения на СДВГ, пройдите тест и обратитесь за помощью к специалистам. Самостоятельно диагностировать состояние и назначать лечение невозможно - это компетенция квалифицированного специалиста.

2
Диагностика

Для понимания того как симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности влияют на различные сферы жизни ребенка и насколько выражены нарушения, врачом может быть запрошена не только информация от родителей, но и от педагогов и других работников в школе, преподавателей дополнительного образования, специалистов различного профиля (нейропсихолог, семейный психолог, логопед).

3
Коррекция

Применяются различные виды помощи: психотерапия, коррекционное обучение с нейропсихологом, логопедом и БОС-терапия. Родители также изучают навыки и стратегии взаимодействия с ребенком и организации его повседневной жизни, помогающие ребенку с СДВГ добиться успеха в школе, дома и во взаимоотношениях.

Как помочь ребёнку с СДВГ?

Эффективная помощь осуществляется в 3 этапа:
1
Консультация

Если у вас есть подозрения на СДВГ, пройдите тест и обратитесь за помощью к специалистам. Самостоятельно диагностировать состояние и назначать лечение невозможно - это компетенция квалифицированного специалиста.

2
Диагностика

Для понимания того как симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности влияют на различные сферы жизни ребенка и насколько выражены нарушения, врачом может быть запрошена не только информация от родителей, но и от педагогов и других работников в школе, преподавателей дополнительного образования, специалистов различного профиля (нейропсихолог, семейный психолог, логопед).

3
Коррекция

Применяются различные виды помощи: психотерапия, коррекционное обучение с нейропсихологом, логопедом и БОС-терапия. Родители также изучают навыки и стратегии взаимодействия с ребенком и организации его повседневной жизни, помогающие ребенку с СДВГ добиться успеха в школе, дома и во взаимоотношениях.

Критерии диагностики СДВГ
Специалисты выделяют 3 общих критерия для диагностики СДВГ
-1-
Раннее начало
Симптомы должны проявить себя
до 6-летнего возраста.
-2-
Длительность
Симптомы должны сохраняться на протяжении 6-ти месяцев.
-3-
В разных ситуациях
Симптомы должны наблюдаться более, чем в одной ситуации (дома, в школе).
РОДИТЕли:
Насколько оправдана лекарственная терапия?
Специалисты:
Во многих случаях серьезная лекарственная терапия не требуется или поддержка со стороны врача ограничивается ноотропными или седативными средствами. Основываясь на данных аппаратной диагностики, а также в ситуациях угрозы жизни и здоровью ребёнка и окружающих, лекарственная терапия может быть необходимой.
Родители:
Как долго может продолжаться коррекционная работа?
Специалисты:
Всё зависит от возраста (как правило, раннее обращение к специалисту сокращает период коррекции) и от ресурсов родителей и ребенка - работа может длиться от года до нескольких лет.
Как работают с СДВГ?
Диагностика, коррекция и сопровождение - постоянные непрекращающиеся процессы, необходимые на всех этапах заботы о ребёнке. На успешность этих процессов влияет множество факторов, такие как опыт специалистов и их длительность взаимодействия с семьей, выраженность проблем, наличие поддержки со стороны социальных институтов (детский сад, школа и т.п.). Во многих случаях требуется экспертиза нескольких специалистов:
  • Психофизиолог
    Проводит аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
  • Невролог
    Определяет неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
  • Нейропсихолог
    Анализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
  • Детский клинический психолог
    Выявляет сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
Как работают с СДВГ?
Диагностика, коррекция и сопровождение - постоянные непрекращающиеся процессы, необходимые на всех этапах заботы о ребёнке. На успешность этих процессов влияет множество факторов, такие как опыт специалистов и их длительность взаимодействия с семьей, выраженность проблем, наличие поддержки со стороны социальных институтов (детский сад, школа и т.п.). Во многих случаях требуется экспертиза нескольких специалистов:
  • Психофизиолог
    Проводит аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
  • Нейропсихолог
    Анализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
  • Детский клинический психолог
    Выявляет сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
  • Невролог
    Определяет неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
Несмотря на большую противоречивость и разность мнений относительно постановки диагноза СДВГ, он зафиксирован в Международной классификации заболеваний под кодом 6A05.* (DSM - 314.0*/F90.0*). В профессиональном сообществе дана однозначная научная оценка: СДВГ представляет собой чётко выраженное клиническое состояние, связанное с определёнными генетическими, средовыми, нейробиологическими и демографическими факторами [источник].
Несмотря на большую противоречивость и разность мнений относительно постановки диагноза СДВГ, он зафиксирован в Международной классификации заболеваний под кодом 6A05.* (DSM - 314.0*/F90.0*). В профессиональном сообществе дана однозначная научная оценка: СДВГ представляет собой чётко выраженное клиническое состояние, связанное с определёнными генетическими, средовыми, нейробиологическими и демографическими факторами [источник].
Почему важна своевременная помощь специалистов?
Самый частый совет родителей, преодолевших трудности со своими детьми - «Не ждите!»
  • Не перерастёт
    Симптомы СДВГ не проходят с возрастом, а часто могут и усугубляться. Для их преодоления требуется направленная и комплексная помощь соответствующая возрасту и психоневрологическому статусу ребёнка.
  • Сложности в будущем
    Невнимательность и гиперактивность ребенка с СДВГ приводят к нарушениям произвольного поведения, что ведет к серьёзным последствиям во взрослом возрасте. Отсутствие навыков самоконтроля будет приносить все больший вред развитию ребенка по мере его взросления.
  • Рост нагрузки
    С каждым годом требования к ребенку растут: необходимо решать все более сложные задания, организовывать свое время, все больше участвовать в социальной жизни, становиться независимым от помощи родителей и учителей.
  • Социальная гибкость
    В современном мире от человека требуется постоянно обучаться, быть готовым заниматься интеллектуальным трудом, взаимодействовать с другими людьми. При трудностях концентрации внимания и произвольного контроля за своим поведением вероятность ребенка иметь успешное будущее существенно снижается.
Почему важна своевременная помощь специалистов?
Самый частый совет родителей, преодолевших трудности со своими детьми - «Не ждите!»
  • Не перерастёт
    Симптомы СДВГ не проходят с возрастом, а часто могут и усугубляться. Для их преодоления требуется направленная и комплексная помощь соответствующая возрасту и психоневрологическому статусу ребёнка.
  • Сложности в будущем
    Невнимательность и гиперактивность ребенка с СДВГ приводят к нарушениям произвольного поведения, что ведет к серьёзным последствиям во взрослом возрасте. Отсутствие навыков самоконтроля будет приносить все больший вред развитию ребенка по мере его взросления.
  • Рост нагрузки
    С каждым годом требования к ребенку растут: необходимо решать все более сложные задания, организовывать свое время, все больше участвовать в социальной жизни, становиться независимым от помощи родителей и учителей.
  • Социальная гибкость
    В современном мире от человека требуется постоянно обучаться, быть готовым заниматься интеллектуальным трудом, взаимодействовать с другими людьми. При трудностях концентрации внимания и произвольного контроля за своим поведением вероятность ребенка иметь успешное будущее существенно снижается.

Как выбрать лучшего специалиста?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Минимальный уровень, который позволяет специалисту не только достигать результатов, но и не навредить ребёнку (!) непрофессиональными действиями - базовое образование по своей специализации (минимум - 5 лет). Не доверяйте «специалистам» без диплома и не стесняйтесь его спрашивать.
  • Профессиональное сообщество
    Нейронаука - междисциплинарная область. Профессионал не работает в одиночку. Он должен быть в постоянном контакте со смежными специалистами (физиологами, логопедами, неврологами, семейными психологами и др.). Обращайте внимание на место, где ведёт приём специалист и старайтесь выбирать центры, где работает команда, а не «одиночки».
  • Отзывы и рейтинг
    Доступность информации на независимых ресурсах (например, Яндекс.Услуги) с проверкой достоверности отзывов и оценок позволяет с уверенностью принять решение в пользу конкретного специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы всегда работают по четко определённому плану (программе) и добиваются однозначного понимания целей и задач со стороны родителей. Результаты их работы можно отследить по заранее установленным на консультации критериям, понятным не-специалистам.
  • Партнёрство
    Важен контакт специалиста не только с ребёнком, но и с родителями. Работа родителей и специалистов в партнёрстве - залог достижения высоких результатов в коррекционно-развивающем процессе. Он не бывает простым и легким. Поддержка и доверие делает его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет «тренировать» у ребёнка отдельные навыки или «натаскивать» на определенные задания для улучшения результатов диагностики. Он будет формировать такие навыки и умения, которые отразятся на всей жизни ребёнка, в том числе - учёбе.

Как выбрать лучшего специалиста?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Минимальный уровень, который позволяет специалисту не только достигать результатов, но и не навредить ребёнку (!) непрофессиональными действиями - базовое образование по своей специализации (минимум - 5 лет). Не доверяйте «специалистам» без диплома и не стесняйтесь его спрашивать.
  • Профессиональное сообщество
    Нейронаука - междисциплинарная область. Профессионал не работает в одиночку. Он должен быть в постоянном контакте со смежными специалистами (физиологами, логопедами, неврологами, семейными психологами и др.). Обращайте внимание на место, где ведёт приём специалист и старайтесь выбирать центры, где работает команда, а не «одиночки».
  • Отзывы и рейтинг
    Доступность информации на независимых ресурсах (например, Яндекс.Услуги) с проверкой достоверности отзывов и оценок позволяет с уверенностью принять решение в пользу конкретного специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы всегда работают по четко определённому плану (программе) и добиваются однозначного понимания целей и задач со стороны родителей. Результаты их работы можно отследить по заранее установленным на консультации критериям, понятным не-специалистам.
  • Партнёрство
    Важен контакт специалиста не только с ребёнком, но и с родителями. Работа родителей и специалистов в партнёрстве - залог достижения высоких результатов в коррекционно-развивающем процессе. Он не бывает простым и легким. Поддержка и доверие делает его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет «тренировать» у ребёнка отдельные навыки или «натаскивать» на определенные задания для улучшения результатов диагностики. Он будет формировать такие навыки и умения, которые отразятся на всей жизни ребёнка, в том числе - учёбе.
Профессионалы работают не с симптомами, а с механизмами, лежащими в основе тех или иных трудностей детей и взрослых. Для эффективной помощи необходима дифференциальная диагностика и разработанная на её основе индивидуальная программа коррекции.
Профессионалы работают не с симптомами, а с механизмами, лежащими в основе тех или иных трудностей детей и взрослых. Для эффективной помощи необходима дифференциальная диагностик и разработанная на её основе индивидуальная программа коррекции.
Как общаться с невнимательным и гиперактивным ребёнком?
Мы создали памятку для родителей, которая поможет Вам организовать эффективное взаимодействие, избежать конфликтных ситуаций, а также «снизить градус» эмоций при общении с ребёнком.
Как общаться с невнимательным и гиперактивным ребёнком?

Мы создали памятку для родителей, которая поможет Вам организовать эффективное взаимодействие, избежать конфликтных ситуаций, а также «снизить градус» эмоций при общении с ребёнком.