СДВГ: симптомы и способы коррекции у детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - самое часто встречающееся расстройство поведения в детском возрасте (от 2 до 9% в России). При отсутствии должного лечения или коррекции может приводить к нарушениям развития, имеющим долгосрочные последствия.
Возраст
Чаще всего СДВГ проявляет себя в возрасте до 12 лет. Диагноз может быть поставлен по достижению ребёнком 4-летнего возраста и только врачом.
Чаще у мальчиков
СДВГ чаще встречается у мальчиков: на одну девочку с диагнозом СДВГ приходится от 3 до 16 мальчиков [источник].
Последствия
У каждого второго ребенка, получившего диагноз СДВГ, при отсутствии коррекции симптомы сохраняются и во взрослом возрасте [источник].
СДВГ: симптомы и способы коррекции у детей

Самое часто встречающееся расстройство поведения в детском возрасте (от 2 до 9% в России). При отсутствии должного лечения или коррекции может приводить к нарушениям развития, имеющим долгосрочные последствия.

Возраст
Чаще всего СДВГ проявляет себя в возрасте до 12 лет. Диагноз может быть поставлен по достижению ребёнком 4-летнего возраста и только врачом.
Чаще у мальчиков
СДВГ чаще встречается у мальчиков: на одну девочку с диагнозом СДВГ приходится от 3 до 16 мальчиков [источник].
Последствия
У каждого второго ребенка, получившего диагноз СДВГ, при отсутствии коррекции симптомы сохраняются и во взрослом возрасте [источник].

Гиперактивность — норма?

Каждый ребёнок может устать, заскучать или отвлечься. В такие моменты дети могут стать рассеянными, забыть правила или сделать ошибки. Обычно это редкие случаи, которые проходят с возрастом, когда ребёнок учится контролировать своё поведение.

Но у детей с СДВГ эти особенности не исчезают сами собой. Симптомы сохраняются и могут вызывать трудности в школе, дома и в общении, часто влияя на жизнь даже во взрослом возрасте. Они нередко сохраняются вплоть до взрослого возраста, влияя на успешность в профессии [источник].
Гиперактивность — норма?
Каждый ребёнок может устать, заскучать или отвлечься. В такие моменты дети могут стать рассеянными, забыть правила или сделать ошибки. Обычно это редкие случаи, которые проходят с возрастом, когда ребёнок учится контролировать своё поведение.

Но у детей с СДВГ эти особенности не исчезают сами собой. Симптомы сохраняются и могут вызывать трудности в школе, дома и в общении, часто влияя на жизнь даже во взрослом возрасте. Они нередко сохраняются вплоть до взрослого возраста, влияя на успешность в профессии [источник].

Как определить СДВГ?

Специалисты выделяют три основных симптома СДВГ:
  • Дефицит внимания

    Ребёнку с дефицитом внимания сложно сосредоточиться на задании. Он легко переключается на другие дела, но не завершает начатое. Интерес к задаче быстро теряется, а организация работы вызывает трудности. Такие дети часто бывают забывчивыми и легко отвлекаются.
  • Гиперактивность

    Гиперактивность проявляется по-разному в разном возрасте, но особенно заметна в ситуациях, требующих самоконтроля. Она усиливается, когда ребёнку нужно следовать правилам или заниматься скучной и однообразной деятельностью.
  • Импульсивность

    Импульсивность проявляется в нетерпеливом и безрассудном поведении, расторможенности в общении. Таким детям сложно дождаться своей очереди, они могут перебивать, вмешиваться или отвечать, не дослушав вопрос.
Как определить СДВГ?
Специалисты выделяют три основных симптома СДВГ:
  • Дефицит внимания
    Ребёнку с дефицитом внимания сложно сосредоточиться на задании. Он легко переключается на другие дела, но не завершает начатое. Интерес к задаче быстро теряется, а организация работы вызывает трудности. Такие дети часто бывают забывчивыми и легко отвлекаются.
  • Гиперактивность
    Чрезмерная двигательная активность, может проявляться по-разному в зависимости от возраста. Гиперактивность становится более явной в ситуациях, требующих самоконтроля, то есть когда необходимо следовать правилам, а также в условиях монотонной, скучной и неинтересной для ребёнка деятельности.
  • Импульсивность
    Импульсивность проявляется в нетерпеливом и безрассудном поведении, расторможенности в общении. Таким детям сложно дождаться своей очереди, они могут перебивать, вмешиваться или отвечать, не дослушав вопрос.

Распространённость СДВГ

Статистика варьирует в зависимости от региона, социальных и экономических условий, а также других социально-демографических факторов.
от 2 до 9%
Дошкольников и младших школьников получают диагноз СДВГ
с 4-х лет
Врач может диагностировать СДВГ и назначить лечение
1-2 ученика
В среднем на один класс приходится от 1-го до 2-х детей с признаками СДВГ
Распространённость СДВГ
Статистика варьирует в зависимости от региона, социальных и экономических условий, а также других социально-демографических факторов.
от 2 до 9%
Дошкольников и младших школьников получают диагноз СДВГ
с 4-х лет
Врач может диагностировать СДВГ и назначить лечение
1-2 ученика
В среднем на один класс приходится от 1-го до 2-х детей с признаками СДВГ

Невнимательные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Допускают небрежные ошибки в учебных заданиях
  • Часто кажется, что не слушают, когда к ним обращаются
  • Часто не выполняют инструкции и (или) не доделывают задания, не успевает закончить вовремя
  • Испытывают трудности с организацией рабочего места для занятий
  • Регулярно избегают, не любят или не охотно выполняют задачи, требующие умственных усилий в течение длительного времени
  • Часто теряют вещи, необходимые для выполнения задач и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)

Гиперактивные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Часто ёрзают на стуле постукивают руками или ногами, постоянно вскакивают или сползают, трогают и перекладывают предметы, лежащие в их зоне видимости без необходимости
  • Часто спрыгивают с места в ситуациях, когда они должны сидеть на месте
  • Часто не могут спокойно играть или заниматься общим делом из-за неуместных действий и нарушений правил игры или поведения
  • Во время движения (при игре или на прогулке) часто производят впечатление «ребёнка со встроенным моторчиком»
  • Часто не могут дождаться своей очереди
  • Часто прерывают других или вторгаются в их занятия (например, вмешиваются в разговоры или игры)

Невнимательные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Допускают небрежные ошибки в учебных заданиях
  • Часто кажется, что не слушают, когда к ним обращаются
  • Часто не выполняют инструкции и (или) не доделывают задания, не успевает закончить вовремя
  • Испытывают трудности с организацией рабочего места для занятий
  • Регулярно избегают, не любят или не охотно выполняют задачи, требующие умственных усилий в течение длительного времени
  • Часто теряют вещи, необходимые для выполнения задач и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)

Гиперактивные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Часто ёрзают на стуле постукивают руками или ногами, постоянно вскакивают или сползают, трогают и перекладывают предметы, лежащие в их зоне видимости без необходимости
  • Часто спрыгивают с места в ситуациях, когда они должны сидеть на месте
  • Часто не могут спокойно играть или заниматься общим делом из-за неуместных действий и нарушений правил игры или поведения
  • Во время движения (при игре или на прогулке) часто производят впечатление «ребёнка со встроенным моторчиком»
  • Часто не могут дождаться своей очереди
  • Часто прерывают других или вторгаются в их занятия (например, вмешиваются в разговоры или игры)
Симптомы СДВГ проявляются у каждого ребёнка по-разному. У одних равномерно выражены несколько особенностей, у других доминирует один симптом. С возрастом их проявления меняются: у дошкольников чаще преобладает гиперактивность, а в старшем возрасте — невнимательность.
Симптомы СДВГ проявляются у каждого ребёнка по-разному. У одних равномерно выражены несколько особенностей, у других доминирует один симптом. С возрастом их проявления меняются: у дошкольников чаще преобладает гиперактивность, а в старшем возрасте — невнимательность.

Как СДВГ влияет на повседневную жизнь?

Опрос родителей в рамках Европейского исследования [источник] показал, что СДВГ негативно влияет на все сферы жизни ребёнка: учёбу, общение, бытовые задачи. У детей с этим диагнозом часто возникают сложности в отношениях с друзьями, родными и сверстниками из-за трудностей с соблюдением правил и ожиданий. По данным ВОЗ, СДВГ встречается у 3,5% работающих людей по всему миру и вызывает значительные трудности в профессиональной деятельности [источник].

Как СДВГ влияет на повседневную жизнь?

Опрос родителей в рамках Европейского исследования [источник] показал, что СДВГ негативно влияет на все сферы жизни ребёнка: учёбу, общение, бытовые задачи. У детей с этим диагнозом часто возникают сложности в отношениях с друзьями, родными и сверстниками из-за трудностей с соблюдением правил и ожиданий. По данным ВОЗ, СДВГ встречается у 3,5% работающих людей по всему миру и вызывает значительные трудности в профессиональной деятельности [источник].
📘 Получите бесплатную памятку для родителей!
Оставьте Ваш номер телефона, и мы отправим памятку с практическими рекомендациями для родителей от ведущих нейропсихологов.
Без спама и ненужных рассылок!
📘 Получите бесплатную памятку для родителей!

Оставьте Ваш номер телефона, и мы отправим памятку с практическими рекомендациями для родителей от ведущих нейропсихологов.

Без спама и ненужных рассылок!

Лечение СДВГ у детей

Эффективная помощь детям для преодоления СДВГ осуществляется в 3 этапа:
1
Консультация

Если вы подозреваете у ребёнка СДВГ, пройдите тест и обратитесь к специалисту. Самостоятельно поставить диагноз или назначить лечение невозможно — это задача профессионала.

2
Диагностика

Чтобы понять, как симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности влияют на жизнь ребёнка, врач может запросить информацию не только у родителей, но и у педагогов, специалистов школы, преподавателей кружков, а также у нейропсихологов, психологов или логопедов.

3
Коррекция

Для помощи ребёнку с СДВГ используются психотерапия, занятия с нейропсихологом и логопедом, а также БОС-терапия. Родители учатся эффективным стратегиям взаимодействия и организации повседневной жизни, чтобы помочь ребёнку успешно справляться с учёбой, домашними делами и общением.

Лечение СДВГ у детей

Эффективная помощь осуществляется в 3 этапа:
1
Консультация

Если вы подозреваете у ребёнка СДВГ, пройдите тест и обратитесь к специалисту. Самостоятельно поставить диагноз или назначить лечение невозможно — это задача профессионала.

2
Диагностика

Чтобы понять, как симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности влияют на жизнь ребёнка, врач может запросить информацию не только у родителей, но и у педагогов, специалистов школы, преподавателей кружков, а также у нейропсихологов, психологов или логопедов.

3
Коррекция

Для помощи ребёнку с СДВГ используются психотерапия, занятия с нейропсихологом и логопедом, а также БОС-терапия. Родители учатся эффективным стратегиям взаимодействия и организации повседневной жизни, чтобы помочь ребёнку успешно справляться с учёбой, домашними делами и общением.

Критерии диагностики СДВГ
Специалисты выделяют 3 общих критерия для диагностики СДВГ
-1-
Раннее начало
Симптомы должны проявить себя
до 6-летнего возраста.
-2-
Длительность
Симптомы должны сохраняться на протяжении 6-ти месяцев.
-3-
В разных ситуациях
Симптомы должны наблюдаться более, чем в одной ситуации (дома, в школе).
РОДИТЕли:
Насколько оправдана лекарственная терапия?
Специалисты:
Во многих случаях серьезная лекарственная терапия не требуется или поддержка со стороны врача ограничивается ноотропными или седативными средствами. Основываясь на данных аппаратной диагностики, а также в ситуациях угрозы жизни и здоровью ребёнка и окружающих, лекарственная терапия может быть необходимой.
Родители:
Как долго может продолжаться коррекционная работа?
Специалисты:
Всё зависит от возраста (как правило, раннее обращение к специалисту сокращает период коррекции) и от ресурсов родителей и ребенка - работа может длиться от года до нескольких лет.

Как работают с СДВГ?

Диагностика, коррекция и сопровождение — это непрерывные процессы, важные на всех этапах заботы о ребёнке. Их успешность зависит от множества факторов: опыта специалистов, продолжительности работы с семьёй, выраженности проблем и поддержки со стороны социальных институтов, таких как школа или детский сад. Часто требуется участие нескольких специалистов.
  • Психофизиолог
    Проводит аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
  • Невролог
    Определяет неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
  • Нейропсихолог
    Анализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
  • Детский клинический психолог
    Выявляет сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
Как работают с СДВГ?
Диагностика, коррекция и сопровождение — это непрерывные процессы, важные на всех этапах заботы о ребёнке. Их успешность зависит от множества факторов: опыта специалистов, продолжительности работы с семьёй, выраженности проблем и поддержки со стороны социальных институтов, таких как школа или детский сад. Часто требуется участие нескольких специалистов.
Психофизиолог
Проводит аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
Нейропсихолог
Анализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
Детский клинический психолог
Выявляет сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
Невролог
Определяет неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
Несмотря на большую противоречивость и разность мнений относительно постановки диагноза СДВГ, он зафиксирован в Международной классификации заболеваний под кодом 6A05.* (DSM - 314.0*/F90.0*). В профессиональном сообществе дана однозначная научная оценка: СДВГ представляет собой чётко выраженное клиническое состояние, связанное с определёнными генетическими, средовыми, нейробиологическими и демографическими факторами [источник].
Несмотря на большую противоречивость и разность мнений относительно постановки диагноза СДВГ, он зафиксирован в Международной классификации заболеваний под кодом 6A05.* (DSM - 314.0*/F90.0*). В профессиональном сообществе дана однозначная научная оценка: СДВГ представляет собой чётко выраженное клиническое состояние, связанное с определёнными генетическими, средовыми, нейробиологическими и демографическими факторами [источник].
Почему важна своевременная помощь специалистов?
Самый частый совет родителей, преодолевших трудности со своими детьми - «Не ждите!»
  • Не перерастёт
    Симптомы СДВГ не проходят с возрастом, а часто могут и усугубляться. Для их преодоления требуется направленная и комплексная помощь соответствующая возрасту и психоневрологическому статусу ребёнка.
  • Сложности в будущем
    Невнимательность и гиперактивность ребенка с СДВГ приводят к нарушениям произвольного поведения, что ведет к серьёзным последствиям во взрослом возрасте. Отсутствие навыков самоконтроля будет приносить все больший вред развитию ребенка по мере его взросления.
  • Рост нагрузки
    С каждым годом требования к ребенку растут: необходимо решать все более сложные задания, организовывать свое время, все больше участвовать в социальной жизни, становиться независимым от помощи родителей и учителей.
  • Социальная гибкость
    В современном мире от человека требуется постоянно обучаться, быть готовым заниматься интеллектуальным трудом, взаимодействовать с другими людьми. При трудностях концентрации внимания и произвольного контроля за своим поведением вероятность ребенка иметь успешное будущее существенно снижается.
Почему важна своевременная помощь специалистов?
Самый частый совет родителей, преодолевших трудности со своими детьми - «Не ждите!»
  • Не перерастёт
    Симптомы СДВГ не проходят с возрастом, а часто могут и усугубляться. Для их преодоления требуется направленная и комплексная помощь соответствующая возрасту и психоневрологическому статусу ребёнка.
  • Сложности в будущем
    Невнимательность и гиперактивность ребенка с СДВГ приводят к нарушениям произвольного поведения, что ведет к серьёзным последствиям во взрослом возрасте. Отсутствие навыков самоконтроля будет приносить все больший вред развитию ребенка по мере его взросления.
  • Рост нагрузки
    С каждым годом требования к ребенку растут: необходимо решать все более сложные задания, организовывать свое время, все больше участвовать в социальной жизни, становиться независимым от помощи родителей и учителей.
  • Социальная гибкость
    В современном мире от человека требуется постоянно обучаться, быть готовым заниматься интеллектуальным трудом, взаимодействовать с другими людьми. При трудностях концентрации внимания и произвольного контроля за своим поведением вероятность ребенка иметь успешное будущее существенно снижается.

Как выбрать лучшего специалиста?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Минимальный уровень квалификации специалиста — это профильное образование продолжительностью не менее 5 лет. Только такие знания позволяют помогать ребёнку и избегать вреда непрофессиональными действиями. Не доверяйте «специалистам» без диплома и обязательно уточняйте их квалификацию.
  • Профессиональное сообщество
    Нейропсихология — это междисциплинарная область, где специалист работает в команде, а не в одиночку. Он должен взаимодействовать с физиологами, логопедами, неврологами, психологами и другими профессионалами. Выбирайте центры с командным подходом, а не частных специалистов-«одиночек» — это важно для комплексной помощи.
  • Отзывы и рейтинг
    Независимые ресурсы, такие как Яндекс.Карты, помогают проверить достоверность отзывов и оценок. Это позволяет принять обоснованное решение при выборе специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы работают по чётко разработанному плану, согласованному с родителями. Цели и задачи понятны, а результаты можно отследить по заранее установленным критериям, доступным для понимания неспециалистов.
  • Партнёрство
    Контакт специалиста с родителями не менее важен, чем с ребёнком. Партнёрство родителей и специалистов — залог успеха в коррекционной работе. Этот процесс может быть сложным, но доверие и поддержка делают его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет просто «натаскивать» ребёнка на отдельные задания для диагностики. Его задача — развивать навыки, которые улучшат качество жизни ребёнка во всех сферах, включая учёбу.

Как выбрать лучшего специалиста?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Минимальный уровень квалификации специалиста — это профильное образование продолжительностью не менее 5 лет. Только такие знания позволяют помогать ребёнку и избегать вреда непрофессиональными действиями. Не доверяйте «специалистам» без диплома и обязательно уточняйте их квалификацию.
  • Профессиональное сообщество
    Нейропсихология — это междисциплинарная область, где специалист работает в команде, а не в одиночку. Он должен взаимодействовать с физиологами, логопедами, неврологами, психологами и другими профессионалами. Выбирайте центры с командным подходом, а не частных специалистов-«одиночек» — это важно для комплексной помощи.
  • Отзывы и рейтинг
    Независимые ресурсы, такие как Яндекс.Карты, помогают проверить достоверность отзывов и оценок. Это позволяет принять обоснованное решение при выборе специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы работают по чётко разработанному плану, согласованному с родителями. Цели и задачи понятны, а результаты можно отследить по заранее установленным критериям, доступным для понимания неспециалистов.
  • Партнёрство
    Контакт специалиста с родителями не менее важен, чем с ребёнком. Партнёрство родителей и специалистов — залог успеха в коррекционной работе. Этот процесс может быть сложным, но доверие и поддержка делают его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет просто «натаскивать» ребёнка на отдельные задания для диагностики. Его задача — развивать навыки, которые улучшат качество жизни ребёнка во всех сферах, включая учёбу.
Профессионалы работают не с симптомами, а с их причинами. Эффективная помощь требует точной диагностики и индивидуальной программы коррекции, разработанной на её основе.
Профессионалы работают не с симптомами, а с их причинами. Эффективная помощь требует точной диагностики и индивидуальной программы коррекции, разработанной на её основе.
📘 Получите бесплатную памятку для родителей!
Оставьте Ваш номер телефона, и мы отправим памятку с практическими рекомендациями для родителей от ведущих нейропсихологов.
Без спама и ненужных рассылок!
📘 Получите бесплатную памятку для родителей!

Оставьте Ваш номер телефона, и мы отправим памятку с практическими рекомендациями для родителей от ведущих нейропсихологов.

Без спама и ненужных рассылок!