Трудности в обучении у детей

В чём основные причины возникновения трудностей у детей в учёбе?
Как их распознать родителям и своевременно помочь ребёнку?
Возраст
Чаще всего такие диагнозы, как дислексия, дисграфия, дискалькулия устанавливаются детям в возрасте от 8-ми до 10-ти лет.
Распространённость
По разным оценкам нарушения навыков чтения, письма и/или счёта встречаются в среднем у 15% школьников (каждый 5-й ученик в классе).
Последствия
Нераспознанные вовремя нарушения сохраняются во взрослом возрасте. Вместе с тем есть заметные улучшения при своевременной помощи [источик].

Трудности в обучении у детей

В чём основные причины возникновения трудностей у детей в учёбе?
Как их распознать родителям и своевременно помочь ребёнку?
Возраст
Чаще всего такие диагнозы, как дислексия, дисграфия, дискалькулия устанавливаются детям в возрасте от 8-ми до 10-ти лет.
Распространённость
По разным оценкам нарушения навыков чтения, письма и/или счёта встречаются в среднем у 15% школьников (каждый 5-й ученик в классе).
Последствия
Нераспознанные вовремя нарушения сохраняются во взрослом возрасте. Вместе с тем есть заметные улучшения при своевременной помощи [источик].
Учёба в школе, особенно в начальной - достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать - это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.

Учёба в школе, особенно в начальной - достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать - это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.

Способность доказывать теорему Пифагора не заложена в нас изначально, как и умение кататься на велосипеде.

Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.

Способность доказывать теорему Пифагора не заложена в нас изначально, как и умение кататься на велосипеде.

Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.

Для чего людям понадобилось читать и писать?

Наша природная память не способна удержать большое количество информации в неизменном виде. Каждое новое воспоминание привносит изменения в предшествующие. Это накладывает ограничения при обмене информацией между людьми, особенно при постоянном росте ее количества. Эти ограничения стимулировали необходимость «выносить» нематериальные психические процессы во вне и фиксировать их на материальных носителях. Очевидно, что данный процесс, искусственный по своей природе, требует создания специальной системы шифровки и дешифровки информации - письма и чтения. Из-за "неестественности" этого процесса мозгу требуется значительные усилия для его освоения.

Интересный факт
Наиболее древний вид письменности - узелковая и датируется примерно 3000 годом до н. э.
Для чего людям понадобилось читать и писать?
Наша природная память не способна удержать большое количество информации в неизменном виде. Каждое новое воспоминание привносит изменения в предшествующие. Это накладывает ограничения при обмене информацией между людьми, особенно при постоянном росте ее количества. Эти ограничения стимулировали необходимость «выносить» нематериальные психические процессы во вне и фиксировать их на материальных носителях. Очевидно, что данный процесс, искусственный по своей природе, требует создания специальной системы шифровки и дешифровки информации - письма и чтения. Из-за "неестественности" этого процесса мозгу требуется значительные усилия для его освоения.

Интересный факт
Наиболее древний вид письменности - узелковая и датируется примерно 3000 годом до н. э.
Трудности - нормально?
Сложно найти ребёнка, который не сталкивался бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие, у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьных предметов могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.
Трудности - нормально?
Сложно найти ребёнка, который не сталкивался бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие, у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьных предметов могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.
Как понять, что это не лень?
Детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными.
Хотя у этих детей может вполне сохраняться желание учиться и познавать новое, а интеллектуальный потенциал проявлять себя в других сферах, не связанных со школой. Даже если такие дети будут стараться и прикладывать много усилий, повторяя много раз одно и то же задание под руководством взрослых, навык может формироваться медленнее, а устойчивые ошибки не исчезать.
Как понять, что это не лень?
Детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными.
Хотя у этих детей может вполне сохраняться желание учиться и познавать новое, а интеллектуальный потенциал проявлять себя в других сферах, не связанных со школой. Даже если такие дети будут стараться и прикладывать много усилий, повторяя много раз одно и то же задание под руководством взрослых, навык может формироваться медленнее, а устойчивые ошибки не исчезать.
В чём может быть причина?
Причиной таких проблем в ряде случаев являются особенности развития некоторых психических функций.
Из-за этого освоение отдельных навыков становится очень энергозатратным и сопровождается многочисленными ошибками или помехами. Это касается лишь отдельных аспектов обучения. В целом ребёнок в состоянии учиться и в других областях может быть достаточно успешен. В итоге, усреднённые школьные требования к умениям ребёнка могут превысить его реальные возможности. Оказавшийся в такой ситуации дети будут сильно утомляться от необходимости выполнять слишком сложные для них задания, переживать неуспех и всё больше отставать от сверстников.
В чём может быть причина?
Причиной таких проблем в ряде случаев являются особенности развития некоторых психических функций.
Из-за этого освоение отдельных навыков становится очень энергозатратным и сопровождается многочисленными ошибками или помехами. Это касается лишь отдельных аспектов обучения. В целом ребёнок в состоянии учиться и в других областях может быть достаточно успешен. В итоге, усреднённые школьные требования к умениям ребёнка могут превысить его реальные возможности. Оказавшийся в такой ситуации дети будут сильно утомляться от необходимости выполнять слишком сложные для них задания, переживать неуспех и всё больше отставать от сверстников.
Если письмо, чтение и счёт недостаточно хорошо усвоены ребёнком, дальнейшее обучение в школе будет сопровождаться всё большими трудностями. Поэтому детям, сталкивающимися с трудностями в обучении, необходима своевременная и специализированная помощь, это позволит избежать неблагоприятных последствий в будущем.
Если письмо, чтение и счёт недостаточно хорошо усвоены ребёнком, дальнейшее обучение в школе будет сопровождаться всё большими трудностями. Поэтому детям, сталкивающимися с трудностями в обучении, необходима своевременная и специализированная помощь, это позволит избежать неблагоприятных последствий в будущем.
Взгляд учителя на школьные трудности
Смотрите наше видеоинтервью с педагогом русского языка и литературы о тех учебных трудностях, с которыми учителя имеют дело на практике.
Возникновение трудностей, как правило,
обусловлено двумя факторами:
  • 1
    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МОЗГА
    Особенности в работе мозга, часто врождённые или возникшие на раннем этапе развития, далеко не всегда возможно установить точно. Из-за них могут возникать проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, саморегуляцией и способностью контролировать собственное поведение. То есть оказываются затронуты базовые способности, необходимые для изучения более сложных навыков, таких как письмо или счёт. Они влияют на возможности ребёнка осваивать как школьные, так и бытовые навыки.
  • 2
    ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
    Среда, в которой растёт ребёнок, влияет на степень выраженности вышеуказанных особенностей и его адаптацию к новым условиям развития. Ситуация в семье, обстановка в школе, методики обучения и пр. могут как усугублять проблемы, вызванные трудностями обучения, так и наоборот, способствовать их преодолению. Выявление особенностей восприятия, памяти, речи, способностей к самоконтролю на раннем этапе позволяет наиболее благоприятным образом организовать обучение и быт ребенка.

Возникновение трудностей, как правило, обусловлено двумя факторами:

  • 1
    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МОЗГА
    Особенности в работе мозга, часто врождённые или возникшие на раннем этапе развития, далеко не всегда возможно установить точно. Из-за них могут возникать проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, саморегуляцией и способностью контролировать собственное поведение. То есть оказываются затронуты базовые способности, необходимые для изучения более сложных навыков, таких как письмо или счёт. Они влияют на возможности ребёнка осваивать как школьные, так и бытовые навыки.
  • 2
    ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
    Среда, в которой растёт ребёнок, влияет на степень выраженности вышеуказанных особенностей и его адаптацию к новым условиям развития. Ситуация в семье, обстановка в школе, методики обучения и пр. могут как усугублять проблемы, вызванные трудностями обучения, так и наоборот, способствовать их преодолению. Выявление особенностей восприятия, памяти, речи, способностей к самоконтролю на раннем этапе позволяет наиболее благоприятным образом организовать обучение и быт ребенка.

Виды нарушений учебных способностей

Существует множество нарушений начинающихся с приставки дис-, приводящих к трудностям освоения чтения, письма, счета. Наиболее частые из них:
  • Дислексия
    Нарушение способности к освоению навыков чтения. Проявляется в неспособности овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.
  • Дисграфия
    Стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается уже завершенным.
  • Дискалькулия
    Трудности освоения счетных навыков, таких как определение состава числа или количества объектов "на глаз". Также возникают трудности с ориентировкой по часам.
  • Диспраксия [Апраксия]
    Трудности выполнения сложных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов.
  • Дислалия
    Нарушение артикуляции, затрудняющее произнесение некоторых звуков при нормальном слухе и сохранности артикуляционного (речевого) аппарата.
  • Сопутствующие
    В виду сложности организации высших психических функций, данные трудности нередко сопровождаются нарушениями внимания [подробнее про СДВГ].

Виды нарушений учебных способностей

Существует множество нарушений начинающихся с приставки дис-, приводящих к трудностям освоения чтения, письма, счета. Наиболее частые из них:

  • Дислексия
    Нарушение способности к освоению навыков чтения. Проявляется в неспособности овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.
  • Дисграфия
    Стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается уже завершенным.
  • Дискалькулия
    Трудности освоения счетных навыков, таких как определение состава числа или количества объектов "на глаз". Также возникают трудности с ориентировкой по часам.
  • Диспраксия [Апраксия]
    Трудности выполнения сложных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов.
  • Дислалия
    Нарушение артикуляции, затрудняющее произнесение некоторых звуков при нормальном слухе и сохранности артикуляционного (речевого) аппарата.
  • Сопутствующие
    В виду сложности организации высших психических функций, данные трудности нередко сопровождаются нарушениями внимания [подробнее про СДВГ].
Проявления трудностей обучения и их влияние на успешность ребенка в школе и адаптацию к окружающей среде индивидуальны.
Не бывает двух детей с идентичными особенностями. Выраженность трудностей также может различаться. В случаях, если трудности устойчивые и обучение не приносит результатов, и/или затрагивают множество сторон обучения, специалисты, занимающиеся с ребенком, могут рекомендовать обратиться за медицинской помощью. В международной классификации болезней трудности обучения отнесены к разделу специфических расстройств развития учебных навыков. Диагноз может быть поставлен врачом-неврологом, при этом может потребоваться экспертиза других специалистов: логопедов, нейропсихологов, педагогов.
Проявления трудностей обучения и их влияние на успешность ребенка в школе и адаптацию к окружающей среде индивидуальны.
Не бывает двух детей с идентичными особенностями. Выраженность трудностей также может различаться. В случаях, если трудности устойчивые и обучение не приносит результатов, и/или затрагивают множество сторон обучения, специалисты, занимающиеся с ребенком, могут рекомендовать обратиться за медицинской помощью. В международной классификации болезней трудности обучения отнесены к разделу специфических расстройств развития учебных навыков. Диагноз может быть поставлен врачом-неврологом, при этом может потребоваться экспертиза других специалистов: логопедов, нейропсихологов, педагогов.
Что общего у этих нарушений?
Традиционно они рассматриваются отдельно друг от друга. В то же время становится понятно что эти расстройства имеют общие черты:
Устойчивость
Данные расстройства имеют устойчивый характер и сохраняются при достижении возраста 8-ми лет или 2-го класса школы.
Специфичность
Не зависят от общих интеллектуальных способностей/Интеллект может быть сохранным или даже выше среднего.
Комлпексность
Часто одни дис-расстройства сопровождаются другим. Например дислексия часто сопровождается дисграфией или СДВГ.
Что общего у этих нарушений?

Традиционно они рассматриваются отдельно друг от друга. В то же время становится понятно что эти расстройства имеют общие черты:

Устойчивость

Данные расстройства имеют устойчивый характер и сохраняются при достижении возраста 8-ми лет или 2-го класса школы.

Специфичность

Не зависят от общих интеллектуальных способностей/Интеллект может быть сохранным или даже выше среднего.

Комлпексность

Часто одни дис-расстройства сопровождаются другим. Например дислексия часто сопровождается дисграфией или СДВГ.

РОДИТЕли:
Являются ли данные нарушения заболеванием?
Специалисты:
Указанные нарушения имеют четкую симптоматику и зафиксированы в Международной классификации болезней в виде диагнозов. С врачебной точки зрения они квалифицируются как нарушения или расстройства.
Родители:
Может ли логопед или нейропсихолог поставить диагноз?
Специалисты:
Нет. Диагноз может поставить только врач (невролог, психоневролог и др.). Если логопед или нейропсихолог имеют медицинское образование, то они также имеют право квалифицировать нарушения в качестве диагноза.
Родители:
В каком возрасте ставится диагноз?
Специалисты:
Данные диагнозы могут устанавливаться по достижении 8-ми летнего возраста или 2-го класса школы. До этого момента необходимо динамическое наблюдение за характером и устойчивостью симптомов.
Экспресс-тест
Факторы риска и вероятность наличия нарушений
Важно! Данный тест не является диагностическим инструментом и предназначен исключительно для ознакомительных целей. Он не может заменить обследования у компетентного специалиста и не может служить инструментом для постановки диагноза. Предназначен для наблюдения за детьми от 4-х лет.

Если Вы чувствуете, что у Вашего ребёнка могут быть признаки вышеуказанных расстройств, связанных с невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью, пожалуйста, воспользуйтесь специальной шкалой оценки СДВГ [перейти к тесту СДВГ].
 
Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос как можно точнее. Перемещая ползунок, отвечайте «Верно», если это верно, или так или иначе относится к вашему ребёнку и проявляется достаточно регулярно. Отвечайте «Неверно», если это вовсе не о вашем ребёнке или не совсем точно.
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
0 - Неверно
1 - Верно
 
Результат
0 баллов

Что означают баллы


Если результат 5 и более баллов (т.е. Вы ответили «Верно» на 5 и более вопросов), Ваш ребёнок, вероятно, в «группе риска». Однако ни один тест не может быть настолько точным, чтобы сделать на его основе однозначные выводы. Если всего один или два признака верны по отношению к Вашему ребёнку, рекомендуем обсудить это с Вашим специалистом или лечащим врачём.


Для получения консультации специалиста оставьте Ваш телефон ниже.
Заполняя данную форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.